
SECURITY SERVICE ON THE CENTRAL ASIAN ROUTES OF THE GREAT SILK ROAD
U. Mavlonov , Kh. Yusupova ,Abstract
The article is devoted to highlighting the main aspects of security on the caravan routes of the Great Silk Road through the Central Asian region. It is emphasized that the security of trade caravans, embassy missions, and travelers was a constant focus of local ruling dynasties interested in the development of international economic relations. The article explores the topic based on information from ancient Chinese sources, Arab sources created in the advanced Middle Ages, European travelers, and sources from the era of Amir Temur and the Timurids.
Keywords
The Great Silk Road, Chinese railway, service safety, post office, road construction, system style, road protection, soldiers, Ibn Battuta, Marco Palo,
References
Ат-Табари. «История» ат-Табари (Тарихи Табари) Избранные отрывки / Перевод с арабского В.И. Беляева с дополнениями О.Г. Большакова и А.Б. Халидова. – Ташкент: Фан, 1987. – С. 232.
Бартольд В.В. Очерки истории Семиречья / Соч. в 9 томах. – М.: Наука, 1963. Т. 2. Ч. 1. – С. 39.
Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. В трех частях. – Алмата: ТОО «Жалын Баспасы», 1998. Ч. II – С. 165.
Ибн Баттута. Саёҳатнома. Туҳфат ан-нуззор фи ғароиб ал-амсор ва ажоиб ал-асфор. – Тошкент: Шарқ, 2012. – Б. 358-376.
Ибн Фадлан. Книга о путешествии на Волгу в 921-922 годах // Звезда Востока. – Ташкент: 1992. – № 9-10. – С. 149-170.
Из «Китаб ал-Харадж» Кудама ибн Джа’фара / Перевод с арабского С. Волина // Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. – Алма-Ата, 1960. – С. 77.
Извлечения из книги «Пути и страны» Абу-л-Касыма ибн ибн Хавкаля / Пер. с арабского Е.К. Бетгера // Труды САГУ. Археология Средней Азии. IV. – Ташкент: Изд-во САГУ, 1957. Вып. CXI. – С. 22-23.
Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педогогики казахов. – Алматы: БАУР, 2005. – С. 39.
Кдырниязов М.Ш. Культурные связи средневековых городов Хорезма // Археология Приаралья. – Ташкент: Фан, 1984. Вып. II. – С. 93-95.
Клавихо Г. История Великого Тамерлана / Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния. – М.: Гураш, 1992. – С. 299-344.
Кобзева О.П. История изучения Великого шелкового пути во второй половине XIX – начале XX вв. – Ташкент: Zar Qalam, 2006.
Мавланов У.М. Коммуникации и торговые пути в Средней Азии: Формирование и этапы развития: Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора исторических наук. – Ташкент, 2009. – С. 3.
Мавлонов Ў.М. Марказий Осиёнинг қадимги йўллари: шаклланиши ва ривожланиш босқичлари. – Тошкент: Akademiya, 2008. – С. 292-298.
Манылов Ю.П., Юсупов Н. Караван-сарай Центрального Устюрта XIV в. // СА. – М., 1982. – № 2. – С. 180. Табл. 1.
Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (IX- нач. XX вв.). – Ташкент: Фан, 1980. – С. 54.
Марко Поло. Книга о разнообразии мира / Перевод И. Минаева. – М.: ЭКСМО, 2005. – С. 34-36, 72-97.
Мукминова Р.Г. Социальная дифференциация населения городов Узбекистана в XV–XVI вв. – Ташкент: Фан, 1985. – С. 26.
Низомиддин Шомий. Зафарнома / Форc тилидан ўгирувчи Ю.Ҳакимжонов. Ҳофиз Абрунинг «Зафарнома»га ёзган илова (Зайл)сини ва изоҳларни форс тилидан О. Бўриев таржима қилган. – Тошкент: Ўзбекистон, 1996. – Б. 56.
Рабат – укрепленная придорожная сооружения, стоянка, постоялый двор. Ранние письменные свидетельство о функции рабатов имеется у Геродота. В частности, он сообщает о дорожных станциях и постоялых дворов вдоль «Царской дороги», построенной правителем империи Ахеминидов - Дарием 1. См. Геродот. История. В девяти книгах / Пер. с греческого и коммент. Г.А. Стратановского. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004. – С. 286.
Руи Гонсалес де Клавихо. Самарқандга Амир Темур саройига саёҳат кундалиги (403-1406 йиллар) / Рус тилидан О.Тоғаев таржимаси. – Тошкент: «O’ZBEKISTON» NMIU, 2010
Уложение Темура / Пер. с пер. Х. Кароматова; авт. предисл., примеч. и коммент. Б. Ахмедов. - Ташкент: изд. Им. Г. Гуляма, 1999. – С. 72.
Article Statistics
Copyright License
Copyright (c) 2025 U. Mavlonov, Kh. Yusupova

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.